Вокал
Я не боюсь того, кто делает 10,000 различных распевок. Я боюсь того, кто делает одну распевку 10,000 раз.
— Брюс Ли
Прошло чуть больше года, как я начал ходить на занятия по вокалу. Можно немного порефлексировать по этому поводу.
Пел я с детства, в начальной школе учился в экспериментальном классе школы с художественно-эстетическим уклоном. Учебная программа включала сольфеджио, хор, музицирование и отдельное посещение музыкальной школы. Класса с третьего меня даже взяли в хор мальчиков, но все это закончилось, когда в 6 классе, я перешел в лицей.
Класса с 10 начал играть в "Что? Где? Когда?". Большим стимулом для развития вокала стали наши лестничные посиделки. Подопечные Марины Ивониной собирались после тренировок на лестничной площадке МУДО (ныне центр детского развития Ритм) и пели под акустику лирические рок-песни. Быть пассивным слушателем не очень хотелось, поэтому захотел учиться игре на гитаре. Вместо частного преподавателя я второй раз пошел в музыкальную школу, где учили скорее академической гитаре, но общих познаний хватало, чтобы аккомпанировать себе.
Не помню как все это закончилось. В университете я точно еще пел. После второго курса была геологическая практика в Кыну. Две недели я выжимал из себя весь известный мне репертуар и пел по вечерам. А потом раз, и прошло почти 15 лет без особой музыки.
В эти годы были единичные походы в караоке, домашние наигрывания. Но как-то все для себя, тайно. Идея выучиться "нормальному" эстрадному вокалу зрела, пока я не увидел успехи Любы Старцевой.
Как это часто бывает, меня вдохновили чужие достижения. И в марте 2021 года я пошел на пробное занятие в Ленстудию. В этом месте происходит быстрая перемотка на 15 месяцев вперед.
Проблема оценки прогресса в пении в том, что все довольно субъективно. Нет внятных метрик, которые могли бы сказать, ну да, теперь ты поешь лучше на столько процентов. Тем не менее пару фактов удалось наскрести.
Мы с моим чудесным преподавателем Натальей Салтыковой разобрали 10 песен. В среднем на каждую уходило по 8-10 занятий по 50 минут. Любопытно, что русскоязычных здесь только две: в начале у меня не было особо идей что петь, поэтому выбор пал на заслушиваемый тогда альбом "Человеко-часы". А про дуэт Эмина и Лорак чуть ниже.
На первых занятиях более-менее полным голосом я спеть мог не выше ре первой октавы, настолько отсутствовал навык. Плюс занятие в 50 минут ощущалось, как километровый забег из-за чрезмерного напряжения и неумения дышать. Спойлер: не со всеми проблемами я разобрался за год, но значительный прогресс здесь ощущается.
У меня было два камерных выступления внутри Студии и одно большое на отчетном концерте, куда мы готовили дуэт.
Выбор песни как раз пал на "Зови меня", как подъемную для разбора за месяц, русскоязычную (Катя, моя напарница по дуэту поет только на русском) и не вызывает раздражения. Так список из 28 песен сократился до одной.
Сейчас, когда смотрю видео этих выступлений, они мне категорически не нравятся. Зато хорошо прослеживается динамика развития. Свежо воспоминание о том, как первые два раза сводило ноги при выходе на сцену перед максимально лояльной публикой. Это при том, что опыт публичных выступлений у меня был достаточный.
Хочется верить, что на кривой обучаемости я где-то перед резким подъемом. Периодически, при просмотре разных видео по техникам пения возникают просветления. Потому как во многом обучение игре на таком уникальном инструменте, как голос, происходит через метафоры. Здесь пальцы никто не поставит "как надо" (к сожалению). Поэтому важно искать объяснения разными словами, разными сравнениями.
Я не преследую какой-то безумной цели. Изначальный запрос был "чтобы было комфортно в караоке". Иронично, что в караоке я был за год ровно один раз.
Просто наслаждаюсь процессом обучения. Наслаждаюсь самим пением.
Всем рекомендую, порог вхождения может быть абсолютно любой.