Undertale

По настоящему хорошим играм не обязательно нужна широкая рекламная компания и облизывание критиками. Тайное знание о том, что существует шедевр игровой индустрии, может легко передаваться от одного игрока к другому. Как это было в конце 90-х с Fallout 2. Широкие издания не писали про Undertale, поскольку есть негласное правило не писать рецензии на кикстартеровские проекты, только если их создатель не занимался раньше ААА-проектами. Поэтому в мире Undertale незаслуженно незаметна. Думал я. А потом она внезапно выиграла Best. Game. Ever., обойдя при это миллионные армии фанатов Final Fantasy VII, Super Mario, Smash Bros. Melee и Zelda. Плюс 98% положительных отзывов в Steam из 21000 (!) укрепили веру, что я на пороге чего-то великого.


Типичный отзыв в Steam выглядит так:

Сегодня волей случая мой телефон попал в руки к матери (видимо, ей захотелось поиграть в какие-то казуалки, ну вы знаете). Когда я подошел к ней чтоб его забрать услышал вопрос — «Почему у тебя весь телефон в картинках какого-то скелета с синим глазом? У тебя все хорошо?» Я, промолчав, ушел в свою комнату, свернулся в калачик и плакал около двух часов. Мне 22 года. Эта игра слишком душевна, поиграйте в нее, пожалуйста.


В Undertale мы играем за ребенка непонятного пола, который попал в подземный мир и пытается из него выбраться домой. Очень давно на Земле преобладали две расы: люди и монстры. Однажды между их мирами разразилась война, из которой вышли победителями люди, а монстры оказались запечатаны под землей с использованием барьера, озлобленные на людей за разрушение их надежд. По дороге мы будем вступать в рандомные битвы, решать паззлы, качаться и подбирать себе лучший шмот. Все это в 2D. Звучит банально? Да, при первом прохождении по нейтральному пути так и кажется, что игра крайне незамысловата. Обманчивое впечатление развеивается, когда начинаешь проходить две истинные концовки.

В игре есть две основополагающие механики сражений. Встреченного монстра можно бить, а можно совершать дружественные действие, которые в конечном итоге приведут его в экстаз и он отстанет. Эти два подхода, возведенные в абсолют, и есть два полюса Undertale, которые раскрывают историю с совершенно разных сторон. Можно пройти всю игру, ни разу никого не ударив, но при этом остаться первого уровня, так называемый True Pacifistic Route. Можно превратиться в машину для убийства, раскачаться до максимума, уничтожить всех встреченных персонажей, Genocide route. И это будет совершенно иная история.

Сама по себе игра достаточно короткая. Я прошел игру три раза, затратив на это около 20 часов. И мне не надоело. Почему? По причине, которая указана в каждой второй рецензии в Steam.

Это душа. Тоби Фокс, запомните это имя, создал шикарный мир. Пусть всех действующих NPC можно пересчитать по пальцам, но зато каждый из них — произведение искусства. Ториэль — образ заботливой матери, против которой сложно даже руку поднять. Два брата скелета Санс и Папирус, все тексты которых пишутся шрифтами Comic Sans и Papyrus. Две лесбиянки, одна из которых фанатка аниме. Напстаблук, депрессивный призрак, пишущий спуки-эмбиент. А Меттатону, роботу-конферансье со случайно встроенной функцией уничтожения людей, вообще можно памятник ставить. Всем им сочувствуешь, сопереживаешь. Даже главному злодею. All of them have a point. C ними до слез приятно дружить, их шутки по-настоящему смешные, а смерть их, как нож в сердце.

Да бог с ними с именными неписями. Тут даже рандомные монстры выполнены с учетом пристрастий Тоби. Один Tsundereplane чего стоит. При попытке флиртовать, она будет бить крылом и кричать: «Отойди… идиот!»
Казалось бы что можно впихнуть в игру на 6-7 часов? Простенькую историю и несколько локаций. Но здесь кажется, что контента столько, что AAA-студиям и не снилось. Я столько скриншотов ни в одной игре не делал.

Самое великолепное, что игра не ограничиваетсявзаимодействием игровых персонажей. Лучшее, что есть в этой игре — это слом четвертой стены. Вот это уже высший пилотаж. Убили персонажа, который вам нравился? Почувствовали себя говном? Перезагрузили сэйв и пощадили его? Будьте уверены, игра припомнит вам, что в глубине души вы бездушный монстр. Не персонаж. Вы — человек за клавиатурой. И таких моментов, переворачивающие восприятие игры, не один и даже не два. Именно такие сцены и заставляют, растирая лицо, продолжать обтекать от охуенности автора.

Отдельное место в игре занимает музыка. Помимо приятных тем локаций, по которым проходит приключение, есть еще и замечательные темы боссов. Они настолько крутые, что на них уже появились сотни каверов, которые я с удовольствием слушаю уже неделю.

Сейчас Undertale продавался на рождественской распродаже Steam всего за 200 рублей. Купите ее, пожалуйста. Это копейки за то, чтобы прикоснуться к игре, которая всколыхнет ваши внутренние эмоции волной и оставит с горьковатым привкусом пирога с корицей.