Civilization VI

«Цивилизацию» Сида Мейера надо законодательно запретить наравне с дезоморфином и куки кликером. Наступаю на эти грабли с 2000 года. Тогда родители купили на день рождения первую Playstation. А с ней диск второй цивилизации. Я тогда потратил 2 месяца, чтобы разобраться во всех механиках. А потом еще пару лет играл ежедневно. Потом третья, четвертая, пятая.

С выходом каждой новой игры в серии происходила одна и та же ситуация. С чувством легкой ностальгии и интереса устанавливалась очередная «свежая» цива. Выбиралась нация, генерировалась планета. Я основывал первый город, исследовал алфавит и гончарное дело. А потом случалось странное.

Суббота резко превращалась в среду. Память изобиловала провалами. Недосып вводил в странное состояние транса, в котором роились гениальные идеи. В основном вокруг того, как отбить у России Новгород, стоит ли шмальнуть по Лондону ядерной боеголовкой и как распространить католицизм в Конго. Это продолжалось ровно 500 ходов. После этого следовал резкий выброс в реальность со всеми ее обязательствами.

Объяснялось это идеальной моделью управления. Управлять государством — объективно тяжело. Но стоит разбить этот процесс на микровыборы. Да раз плюнуть! Вот и кликает игрок каждый ход, имея план на несколько ходов вперед.

Здесь скрывается обманчивая натура игрового процесса. Как в настолке, есть конечная цель. Одна. Глобальная. Микроцели внутри этого действа игрок сам себе устанавливает. Сам их достигает. Получает удовлетворение. И тут же на горизонте возникает россыпь перспектив и новых вызовов. Ни разу, я подчеркиваю, ни разу не удалось договориться с собой на фразе «вот сейчас открою порох и пойду спать». Ага, побежал. МУШКЕТЕРОВ ЖЕ МОЖНО ШТАМПОВАТЬ.

Но это особенность всей серии целиком. Теперь конкретно к шестерке. Очень сложно избежать сравнения с Brave New World (последний аддон пятой части). И в этом отношении перевес будет в сторону пятой, просто потому что там контента в разы больше. Дипломатии нет, религия превратилась в войну, технологий в полтора раза меньше. Зато есть рабочие, которых надо строить снова и снова. Так себе нововведение. Идея районов тоже показалась спорной. Строятся долго, ремонтируются долго, какие-то требования имеют. Да и странно, что значит я не могу построить библиотеку в городе пока не появится научный кампус? Компьютерные противники — параноики, вторгаются ко мне в границы, называют меня милитаристом.

Короче хотел отправить храбрых сынов и дочерей Франции на Марс. По изначальному плану за год до вылета на все остальные города других государств должны были упасть ядерные боеголовки. Типа научная фантастика, последние жители Земли не зараженные безумием войны. Все пошло не так. Сначала закончились чудеса света для постройки. Все. Чуда не будет. Потом закончились функциональные здания. Пришлось строить театры, музеи, радиовышки. А потом внезапно произошел буст культуры и наступила культурная победа. То есть на планете наступила мода на все французское. За ход до запуска ракет. Тут должна быть какая-то мораль о том, как искусство победило войну.

Но красивая, подлюка. Прямо любуешься всеми этими фермами, шахтами, шато, чудесами. Симпатичные модельки. Баланс опять же. Индеец с копьем не пробивает танк. Города-государства адекватные, функция мобилизации вассальных городов мне очень понравилась.


Если любите серию, то лучше подождать аддона с контентом. BNW пока что гораздо лучше. Если ни разу не играли, но хотите приобщиться, то это хороший вариант.