The young pope

Очень сложный для меня пост.

2016 подло снабжал сериалами один лучше другого. Каждый следующий казался лучше предыдущего. И чем дальше, тем сильнее затирается впечатление от ранних. Сейчас те же Billions и Magicians не кажутся такими уж великолепными. Хорошими, может достойными, но не великолепными. А вот с «Молодым папой» так не получается. Его нельзя поставить в этот ряд.

Дело в том, что «The young pope» воспринимается как фильм. То есть, он выглядит как фильм и звучит как фильм. Об этом хорошо написала Алена. С ее подачи я и сел за Соррентино. Классическое описание из Википедии дает неправильную установку к сериалу.

Главный герой фильма — американский 47-летний кардинал Ленни Белардо, который стал одним из самых молодых в истории Папой римским Пием XIII. Занять этот пост ему позволили интриги опытных кардиналов из противоборствующих кланов, которые избрали его в качестве компромиссной фигуры, надеясь манипулировать молодым и не имеющим связей в Ватикане новоизбранным главой католической церкви.

Надежды манипулировать молодым папой развеялись с первых же часов правления нового понтифика. Оказалось, что Белардо — предельно своенравный, независимый и жесткий руководитель. Кардиналы с ужасом начинают осознавать, что спокойная жизнь осталась в прошлом.

Это не комедия, как Battle Pope. Это не политическая драма, типа престолов. Мне кажется, что это притча. Притча современности. Рассуждение о важных духовных вопросах в обертке сериала. И их здесь много. От рассуждений невозможно уклониться, они зацепляют тебя, и ты начинаешь рассуждать. О вопросах, на которые нет времени, потому что свободное время ты скроллишь. Но Соррентино обманывает. Он нарочно замедляет зрителя. Эффект достигается через обилие общих планов, статичных планов. Декорации усиливают этот эффект.

Ватикан, в котором никто не торопится. Так разительно отличающийся от больших городов. Папа, совершающий прогулки и ведущий неспешные беседы со своими подданными. При этом сюжет не стоит на месте, просто он поддается этому ритму.

Папа Пий XIII — здесь главное действующее лицо. Даже, когда его нет в кадре. Не знаю, сможет ли Джуд Лоу когда-нибудь превзойти эту роль. Настолько она многогранна. Пай может быть и жестоким тираном во главе религиозной армии, и вечно потерянным ребенком, ищущим своих родителей. При этом остальные актеры не играют плохо. Просто он на две головы выше. Отмечу, например, Сильвио Орландо, играющего кардинала-интригана. Во всех этих персонажах есть две черты, которые делают их живыми.

Сомнение и противоречивость. Персонажи испытывают сомнения, что в контексте религиозной службы приобретает другой оттенок. И при этом способны делать вещи, которые идут вразрез с представлениями зрителя. То есть ты смотришь пару серий, делаешь свои выводы касательно персонажа. Ставишь эмоциональное клеймо. И спустя пару часов признаешь себе, что бы неправ.

Я люблю Бога, потому что любить людей очень больно. Я люблю Господа, который никогда меня не покидает или же покинул навсегда. Господь или отсутствие Господа — но всегда обнадёживающее и безусловное. Я — священнослужитель, и я отказался от своих собратьев и от женщин. Потому что я не хочу страдать, потому что я не способен склеить по кусочкам, разбитое любовью, сердце и пережить такое горе. Потому что я несчастен — как и все священнослужители. Было бы прекрасно любить тебя так, как ты хочешь, чтобы тебя любили. Но это невозможно. Потому что я не мужчина — я трус. Как и все священнослужители.

Не знаю насчет религиозности. Просмотр вызывает чувство благостности, но при этом не тащит тебя в церковь и не ставит на колени перед алтарем. Его можно воспринять совершенно нейтрально. Но при этом задуматься.

А если режиссер заставил зрителя задуматься, то свою роль он выполнил превосходно.

Tags: